Первая очередь завода по сжижению природного газа «Ямал СПГ» будет введена в ноябре 2017 года, сообщил глава Минэнерго РФ Александр Новак на встрече с министром энергетики и горнодобывающей промышленности Королевства Марокко Азизом Рабахом: «В этом году у нас запускается новый завод, который строит Новатэк совместно с французскими и китайскими партнерами. Грандиозная, масштабная стройка. В ноябре вводим первую очередь». Ранее глава Новатэка Леонид Михельсон заявил о планах ускорить ввод второй и третьей очередей проекта.
«Ямал СПГ» базируется на Южно-Тамбейском газоконденсатном месторождении полуострова Ямал. Оператором проекта выступает совместное предприятие Новатэка (50,1%), французской Total (20%), китайских национальной нефтегазовой корпорации CNPC (20%) и Фонда «Шелкового пути» (9,9%). Капиталовложения в «Ямал СПГ» достигли 27 млрд долларов. Ожидаемый объем производства — 16,5 млн тонн СПГ и 1,2 млн тонн газового конденсата в год. Производственные линии будут вводить в эксплуатацию последовательно, с годичными интервалами. Поставлять СПГ планируется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. Загрузка первых СПГ-танкеров намечена на декабрь 2017 года. Законтрактован практически весь объем — 96% будущего объема СПГ. О роли проекта для российской экономики «Э-У» рассказывает губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин.
— Дмитрий Николаевич, как вы оцениваете перспективы «Ямал СПГ»? Пока позиции РФ на рынке сжиженного газа не очень сильны. Насколько выгодно заниматься производством СПГ в Арктике?
— Поставки российского газа исторически «привязаны к трубе», но, как мы видим сегодня, это может быть проблематично, страны-транзитеры непредсказуемы. А на активно развивающемся рынке сжиженного газа, который приходит к покупателю не по трубе, а танкером, присутствие России непозволительно мало.
Блестящая идея Новатэка — создать кластер по производству СПГ на Ямале, на середине Севморпути — имеет все шансы на успешную реализацию. Проект трижды уникален. Во-первых, по сырью: завод строится в непосредственной близости от Южно-Тамбейского месторождения, его запасов (около 1,5 трлн кубометров) хватит на десятилетия работы. Это надежно и выгодно: не надо никуда ничего возить. Во-вторых, технологически: чтобы из природного газа сделать СПГ, нужны низкие температуры. Лидер рынка СПГ Катар тратит на это большие
деньги. А на Ямале — «за форточкой» минус 50, производственные затраты значительно меньше. Как сообщил недавно Леонид Михельсон, себестоимость производства СПГ на Ямале одна из самых низких в мире. Третье преимущество — уникальное местоположение и отличная логистика. Завод расположен прямо посредине Северного морского пути (СМП) с выходом в Мировой океан. Как сказал Владимир Путин, с Ямала и до Пекина, и до Парижа — одинаковое расстояние. С такой логистикой «Ямал СПГ» — суперкластер: добыл — произвел — отгрузил — продал.
Этот проект, последующие СПГ-проекты и арктический порт Сабетта призваны сыграть историческую роль для Ямала, России, всей Арктики. Тут масса аспектов: экономический — наполнение бюджетов всех уровней; технологический — внедряются новые в условиях Арктики технологии добычи, переработки, транспортировки; логистический — благодаря «Ямал СПГ» весь Севморпуть оживет как транспортная артерия. И даже есть макроэкономический и
геополитический: у нас успешно обкатываются правовые и финансовые технологии работы с иностранными партнерами, взаимодействующими с российскими компаниями несмотря на санкции. В целом это закрепление на новых для России мировых рынках, утверждение позиций государства в Циркумполярном макрорегионе.
— Позволят ли ресурсы Ямала и Гыданского полуострова создать в арктическом регионе СПГ-кластер?
— Для полноты картины назову несколько цифр: запасы газа полуострова Ямал — это более 26 трлн кубометров. Чтобы понимать, много это или мало: за полвека активной добычи на всей территории округа добыто 12 триллионов. Гыдан пока малоизучен, его сейчас активно исследуют. Но уже сегодня доказанных запасов здесь — несколько триллионов. В целом известные начальные суммарные ресурсы газа в ЯНАО превышают 147 трлн кубометров. Многие специалисты, включая экспертов добывающих компаний, утверждают, что Ямал — безальтернативная газовая кладовая, и не только России. Так что ресурсная база полуостровов Ямал и Гыдан позволяет с полной уверенностью развивать на Ямале комплекс СПГ-производств.
— Президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин на Восточном экономическом форуме назвал Севморпуть новым Шелковым путем, способным перезагрузить сотрудничество в области энергетики. Согласны вы с такими оценками?
— Конечно, согласен. И дополню: сотрудничество в сфере не только энергетики, но и во многих других. Если посмотреть на карту, то видно, что развитие Севморпути объективно выгодно и Европе, и Азиатско-Тихоокеанским странам. Потому что доставка грузов, например, из Роттердама в порты Азии через Суэцкий канал требует 33 дня, а через СМП — в полтора раза меньше. Это экономия в сотни тысяч долларов с каждого рейса. Кстати, вы, наверное, знаете, что буквально в августе газовый танкер «Кристоф де Маржери», построенный специально для «Ямал СПГ», прошел Севморпуть за рекордно короткое время — шесть суток. Судно стало первым в истории, сумевшим преодолеть его без ледокольной проводки. Общее время перехода из норвежского порта в южнокорейский (22 суток) оказалось на неделю меньше, чем через Суэцкий канал. Компания-отправитель заявила, что на этом переходе она сэкономила 25% денег.
Северный морской путь по сравнению со всеми существующими путями из Европы в Азию короче и быстрее, экономически интереснее и безопаснее. А в связи с тем, что сегодня происходит в мире, можно смело сказать: Севморпуть получит новый импульс развития. Потому что это наш, российский коридор. Россия может и должна стать монопольным оператором нового Арктического Шелкового пути. Сабетта, напомню, это официально порт еще не введенного проекта «Ямал СПГ». Но уже сегодня Сабетта дает больше половины грузооборота по Севморпути. Понятно, что с запуском проекта развитие СМП пойдет в геометрической прогрессии.
Еще большее, стратегическое развитие СМП получит с реализацией проекта «Энергия Арктики». Этот проект включает строительство железнодорожного Северного широтного хода и магистрали Бованенково — Сабетта. И через Сабетту наполнит Севморпуть огромным потоком экспортно-импортных грузов многих регионов России. Есть такой вариант развития: при насыщении грузооборотом порта Сабетта и Севморпути через проект «Энергия Арктики» провозка по СМП станет круглогодичной — поскольку судов будет много, рейсы частыми, то фарватер станет незамерзающим. В этом случае эксплуатация ледокольного флота будет минимальной по себестоимости. Логично, что грузоотправители из Европы в Азию предпочтут СМП всем другим маршрутам. Уже сегодня многие аналитики сходятся в том, что со временем СМП оттянет на себя клиентуру традиционных маршрутов.
— На Бованенковском месторождении Минпромторг обсудил производство оборудования для ТЭК. Как вы считаете, способна ли российская промышленность заместить импортные технологии? Как на сотрудничестве с зарубежными компаниями сказались санкции?
— Как сказались санкции? Расширением сотрудничества: одновременно с нарастающей санкционной политикой внешнеэкономическое партнерство по проектам на Ямале укрепляется. Вы помните, президент России, говоря о западных санкциях, призывал наших партнеров к здравому смыслу. Так вот здесь, на Ямале, здоровый экономический расчет и здравый смысл побеждают политическую трескотню. И это закономерно: для мировых компаний инвестпривлекательность проектов в Арктике важней.
В том, что российская промышленность способна к импортозамещению, я не сомневаюсь: и трубы нужного диаметра и давления появились, и технологии для ТЭК созданы, и проекты заработали (Уренгой — Помары — Ужгород, например). Конечно, запрет на поставки в Россию товаров и технологий для добычи нефти в Арктике — это большой вызов. В то же время эти запреты четко определяют приоритеты в развитии собственных технологий. Для этого потребуется мобилизация средств, огромных ресурсов, времени. Но у нас нет другого пути, кроме как, во-первых, форсировать собственные разработки, во-вторых, извлекать максимум выгод от существующих международных связей и развивать новые. Нужно экономической логикой перебить политические эмоции.
По этим направлениям есть осязаемые успехи. Специальная межведомственная рабочая группа по снижению зависимости российского ТЭК от импорта определила приоритеты. Крупнейшие компании ТЭК России запустили собственные внутренние программы импортозамещения. Да, санкции нанесли ущерб, но они, как сказал президент, помогли «включить мозги».
Есть и другой аспект: в условиях санкций работа с зарубежными партнерами должна строиться «в ручном режиме» — особо тщательно. Нужно быть максимально убедительными, а для этого — максимально открытыми. Именно поэтому в конце августа местом проведения VII Международной встречи представителей государств-членов Арктического совета был выбран поселок Сабетта. Мы пригласили сюда сотню участников из 15 стран, совместно обсудили самые важные вопросы безопасного развития Арктики. Синергетический эффект таких мероприятий — они показывают нашу открытость, повышают инвестиционную привлекательность проектов.
— Программа развития Арктики продлена до 2025 года. Одна из задач, поставленных регионам премьер-министром, — активнее привлекать к работе предпринимательское сообщество, по максимуму использовать принцип государственно-частного партнерства (ГЧП). Насколько успешно он реализуется в ЯНАО?
— Агентство стратегических инициатив и Центр развития ГЧП, которые провели исследования по государственно-частному партнерству в социальной сфере, признали ямальский проект одним из лучших. Региональный закон о ГЧП на Ямале принят еще в 2010 году — одним из первых в стране.
С 2013 года мы заключили несколько соглашений, по которым в округе уже построены и строятся восемь образовательных учреждений. Современные детсады сданы в Салехарде, Новом Уренгое, Горках, Муравленко и Тазовском. В том же 2013 году Владимир Путин на производственном совещании в Салехарде отметил, что «Ямал СПГ» — это удачный опыт ГЧП, который нужно тиражировать. Оправдавшую себя практику планируем распространить и на другие проекты, такие как возведение моста через Обь и строительство железной дороги от Бованенково до Сабетты.
ГЧП — мощный инструмент экономического роста. И мы делаем все, чтобы частный капитал активно работал на развитие территории. Это выгодно и инвесторам, российским и зарубежным, и государству, и региону с его бюджетом. А бюджет Ямала — это детсады, жилье, дороги, зарплаты, соцвыплаты и многое другое. В конечном счете от эффективного развития экономики, в том числе с использованием принципов ГЧП, повышаются уровень и качество жизни ямальцев.
— Как вы оцениваете перспективы развития АПК в ЯНАО? Какие инструменты необходимы для поддержки аграриев?
— Перспективы оцениваю как отличные. Агропром на Ямале имеет два основных направления: традиционные и нетипичные отрасли. Традиционные, исконные, древние виды хозяйствования — рыболовство и оленеводство — сегодня требуют новых подходов. Оленеводство активно модернизируем: расширяем глубокую переработку. Переработка оленины ведется на шести убойных комплексах, в октябре откроем седьмой — в отдаленном поселке Гыда Тазовского района. Кроме того, в округе работает четыре мясных цеха.
Рыбакам Ямала приходится работать в условиях запрета на вылов ценных промысловых видов — муксуна и нельмы. Но хозяйства успешно переориентировались на вылов частиковых пород. В итоге в прошлом году рыбы выловили 10 тыс. тонн — это многолетний рекорд. Одновременно при поддержке Новатэка построен единственный в Арктике рыборазводный завод мощностью 140 млн мальков. И уже в этом году в водоемы выпущено 23,5 млн мальков тех самых ценных видов. Работа завода значительно ускорит процесс воспроизводства ценных видов рыб. Надеюсь, пусть не скоро, но придет время, и мы снимем запреты на вылов знаменитого ямальского муксуна.
А нетипичный арктический агропром дает сегодня овощи, картофель, молоко и даже мед и лимоны. Cтараемся не экономить на поддержке — принята программа развития АПК. В нынешнем году на ее реализацию направлено 2,7 млрд рублей. Средства идут на восстановление факторий для коренных северян, создание животноводческих ферм, убойных комплексов, тепличных хозяйств. В этом году, например, введена молочная ферма в поселке Пурпе, в нескольких городах строятся тепличные комплексы. В результате за последние пять лет производство мяса северного оленя на сельхозпредприятиях выросло на 60%, молока — на четверть, картофеля — на треть.
Одновременно с нашими усилиями поддержка сельского хозяйства из федерального бюджета только уменьшается: за пять лет объем финансирования снизился в десять раз. А установленный уровень софинансирования расходов ЯНАО из федерального бюджета на 2018 год — один из самых низких по стране.
Да, Ямал — регион не бедный, мы не жалуемся. Прилагаем усилия, чтобы это федеральное снижение не сказалось на развитии сельских территорий региона. Потому что у нас есть понимание, что агропром в ямальских условиях — это не сфера экономики, а социальные обязательства. Мы поделились этой аргументацией с правительством России, надеемся, что понимание со стороны федерального центра будет.
— Какие меры принимаются на Ямале, чтобы не повторилась вспышка сибирской язвы?
— Вопрос чрезвычайно важный, и к его решению мы подошли системно: в регионе создана специальная межведомственная противоэпизоотическая рабочая группа, разработаны комплексные планы и регламенты взаимодействия профильных служб, образован резерв необходимых средств, сформированы защитные зоны. Кроме того, проведены обширные мероприятия по вакцинации людей и животных — строго по согласованным на всех уровнях и утвержденным во всех инстанциях графикам. На Ямале прививается все поголовье оленей. И конечно, получили прививки от язвы все, кто непосредственно связан с оленеводством, — более 8 тыс. человек. Так что заслон поставлен надежный.
Кстати, на Международной встрече представителей государств-членов Арктического совета в Сабетте под председательством секретаря Совета Безопасности России Николая Патрушева ямальский опыт борьбы с сибирской язвой рассмотрен на отдельной специальной сессии. Многие специалисты сходятся в том, что опыт Ямала в борьбе с сибирской язвой надо тиражировать на все территории Арктической зоны: у нас создана нормативно-правовая база, решены все организационные, технические и многие другие вопросы. Строгий контроль качества эффективно работает на всех перерабатывающих производствах Ямала. Считаю знаковым тот факт, что вспышка сибирской язвы не отразилась на объемах поставок ямальской оленины в страны Евросоюза: в прошлом году на экспорт поставлено 500 тонн мяса оленя, в этом году будет не меньше.
Надо учитывать, что на Ямале проживает 42 тыс. коренных северян. Из них 16 тысяч постоянно кочуют со стадами по огромной тундре. Мы понимаем, как важно сохранить жизнь и здоровье этих людей. И более того — сохранить их оленей, потому что олень для ненца — это основа жизни. Поэтому силы и средства, которые мы задействовали, чтобы не допустить подобной вспышки снова, — очень значительные. Могу с уверенностью сказать: на Ямале принят весь комплекс исчерпывающих мер.
Анализируя прошлогоднюю вспышку сибирской язвы, специалисты констатируют: в те дни, в сложных условиях Крайнего Севера, на огромной труднодоступной территории развернулась полномасштабная операция по ликвидации бактериологической угрозы. Такого в Арктике еще не было. Но в этот сложный период люди проявили выдержку и мужество, профессионализм и единство, а главное — веру в силу родной земли. И мы справились.
|